Явление Василия


Судьба уникального наследия замечательного художника Василия Коноваленко сравнима с судьбой творений многих русских мастеров. Работы этого мастера известны лишь узкому кругу почитателей его удивительного таланта.
Явление Василия


ВЗЛЕТ

Его могила на православном кладбище недалеко от Нью-Йорка. Его скульптуры можно видеть в музеях и частных собраниях в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Денвере... Настоящее искусство не знает не только государственных, но и этнических границ. Наверное, именно поэтому скульптурные композиции Василия Коноваленко — явление чисто русского искусства — пришлись ко двору в далекой Америке. Туда в 1981 году вынужден был эмигрировать Василий Васильевич. Был там сразу признан, был там богат, у него были прекрасные возможности для работы... Счастья не было. Потому так рано ушел из жизни. А так все хорошо начиналось...
Начиналось на родине — в СССР. Василий Васильевич Коноваленко родился в 1929 году на Украине в крестьянской семье. Учился в Донецком архитектурно-художественном училище. Стал театральным художником. Работал во многих театрах страны: "Лебединое озеро", "Аида", "Спартак", "Травиата", "Ромео и Джульетта", "Борис Годунов" — спектакли, оформленные Коноваленко. Он член Союза художников СССР, постоянно участвует в выставках с эскизами театральных постановок. В 1951 году прошел по конкурсу в знаменитую Мариинку. Конкурс оказался судьбоносным. И потому, что его "начальником" тут стал знаменитый Симон Вирсаладзе. И потому, что здесь в ту пору начиналось восхождение к славе молодого балетмейстера Юрия Григоровича. В 1956 году Григорович задумал поставить в Мариинке "Каменный цветок" Прокофьева. Никаких "звезд" — сплошь молодые: Осипенко, Колпакова, Грибов и... Коноваленко.
Отчаянные новаторы, они репетировали свой полулегальный спектакль в коридорах, гримерных, на квартирах, без концертмейстера, под магнитофон. Год энтузиазма, поисков и... наконец премьера, приуроченная, как тогда было принято, к дате — 22 апреля. Успех оглушительный. На утро после премьеры все они проснулись знаменитыми. В одной из многочисленных рецензий на "Цветок" читаю: "В чернеющей глубине светилась малахитовая шкатулка, полная чудес... Пронизанная дыханием русского сказа, сценография оказалась идеальной средой для образного танца".
Казалось бы, Василий отныне "повязан" театром. Ан, нет! Коноваленко, как Данила-мастер, завороженный секретами каменного цветка, выбрал уединение в недрах Хозяйки самоцветных сокровищ. Камень пленил на всю оставшуюся жизнь. "Надо понять камень, — говорил мастер, — суметь показать его суть — и тогда он откроет людям свою необыкновенную красоту".
Материалы для работ Василий добывал сам в геологических экспедициях, самоцветы ему дарили друзья-геологи. Полудрагоценные нефрит, агат, опалы, глазурит таят изумительную цветовую палитру, богатейшее структурное разнообразие. Они используются в ювелирной промышленности. Скульптурные же произведения из этих камней — редкость, диковинка. Конечно, черно-белые фотографии миниатюр Коноваленко, которые мы сегодня публикуем, дают лишь отдаленное представление об искусстве Василия.
Малые композиции в духе истинно русского народного жанра, народных сказок, традиций, юмора открыли эпоху Коноваленко в истории камнерезного искусства. К 1973 году у Василия уже был цикл камнескульптур. И каких! Скульптор М. Аникушин сказал о них: "Коноваленко сумел раскрыть бесценную прелесть камней, заставил "играть" самоцветы... От древних мастеров художник перенял умение чувствовать и ощущать камень как живой организм".

ХУДОЖНИК ТВОРИТ В ОДИНОЧЕСТВЕ, НО ЕМУ НУЖНА ПУБЛИКА

Художник творит в одиночестве. Но ему необходимы зрители, иначе все теряет смысл. Кто видит его работы?
Василий вместе с женой Анной отправляются в Москву — жаждут поддержки в Министерстве культуры РСФСР. Их принимает номенклатурная дама, ведающая декоративно-прикладным искусством. Василий демонстрирует даме своих "Бражников". (Эту композицию я когда-то видела в Гохране — смотришь на нее и невольно начинаешь улыбаться — такого чувства юмора она преисполнена.) Но номенклатурной даме не до смеха. Она знает, что в Советском Союзе всякая работа с полудрагоценными и драгоценными камнями подлежит строжайшему надзору, что тут вступает в силу разрешительно-запретительная система... Дама с нескрываемым пренебрежением смотрит на "Бражников". Она не может понять, что от нее хотят этот странный скульптор Василий и его жена Анна. Дама ничего не решила, ничего не посоветовала. А Коноваленко жаждал обрести возможность показать свои работы людям, жаждал официальной поддержки: без нее в условиях СССР добывать камни — проблема.
Ни того, ни другого Коноваленко не получил. Единственными, кто его поддерживал, были геологи. Однажды, увидев Васины работы, они стали привозить ему из экспедиций мешки камней. Не все годились для работы, но были и такие, из которых потом получались удивительные вещи.
У театрального художника Коноваленко имелась мастерская, но ей была противопоказана пыль от камнерезания. Потому дача в Солнечном под Ленинградом превратилась в студию для работы с камнем. И стали в эту студию приходить друзья, друзья друзей... Но все же это был узкий круг, из которого так хотелось вырваться. Московская попытка "выйти в люди" не удалась. Анна по сию пору, хоть прошло уже столько лет, помнит то ощущение, с которым они вышли от номенклатурной дамы. Тупик, отчаяние. Куда идти? В какие еще двери стучаться?
— Василий злился на меня, — вспоминает Анна. — Ведь это я уговорила его идти хлопотать об официальном признании. Муж был старше и мудрее меня, а потому не питал иллюзий. Тем более что ленинградский опыт свидетельствовал: произведения из камня у официальных лиц вызывают лишь раздражение.

СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ — МЕЦЕНАТ

Анна видела, как мучается Василий, и искала, искала выход из тупика. В 1973 году московские знакомые решили познакомить ее с Сергеем Владимировичем Михалковым.
— Мы взяли три работы и приехали в Москву. Сергей Владимирович был потрясен, удивлен, он влюбился в эти миниатюры. Сказал, что всегда думал, что подобное под силу только Фаберже. Михалков пригласил нас к себе домой — хотел, чтобы Васины работы увидела Наталья Петровна Кончаловская. Наталья Петровна — истинный знаток истории искусства — сказала, что надо срочно Васе помогать. Позднее в своей книге "От и до..." Сергей Владимирович напишет: "Познакомили меня как-то друзья с выдающимся мастером резьбы по самоцветам Василием Коноваленко, который жил в Ленинграде. Он привез в Москву целую коллекцию замечательных жанровых малоформатных скульптур на темы русских сказок и басен. Что ни скульптура — произведение искусства.
Признаюсь, когда я увидел, как искусно он сделал композицию по моей басне "Лиса и Бобер", с каким воистину народным русским юмором, я окончательно "растаял" и понял — надо помогать..."
Михалковы-Кончаловские решили для начала показать работы председателю Совмина России Михаилу Соломенцеву. В тот же день Василий и Анна были в Совмине. Решение было немедленное: выставка в Русском музее в Ленинграде. (В этом музее раньше были выставки театральных работ Василия.)
Анна показала мне огромную афишу того счастливого 1973 года: "Василий Коноваленко. Выставка ювелирных работ из самоцветов. Открыта в залах Русского музея". Издательство "Советская Россия" выпустило пять тысяч экземпляров каталога, которые раскупили мгновенно. В газетах и журналах появились восторженные публикации. Открыл выставку Сергей Владимирович Михалков. Чтобы попасть на нее, очередь занимали с ночи.

МИНИСТР СИДОРЕНКО — МЕЧТАТЕЛЬ

На выставке было тринадцать работ. Цифра оказалась зловещей. На открытие явилось множество официальных лиц. А вот специально приглашенный руководитель ленинградских коммунистов Григорий Романов не пришел. Василий и Анна, пребывавшие в эйфории восторга от того, что работы выставлены в Русском музее, что пользуются таким успехом, не почувствовали, что неприбытие Романова — знак беды. Не почувствовал этого и такой тонкий политик, как Сергей Михалков. На другой день после открытия выставки он отправился к Григорию Васильевичу Романову:
— У тебя под носом такой талантище! Давай создадим ему условия, нужна школа для возрождения исконно русского искусства...
Романов, как потом выяснилось, все сделал наоборот. Киностудиям, которые снимали фильм о выставке, о Коноваленко, повелели приостановить производство, журналистам запретили писать статьи.
Анна и Василий еще ничего не могли понять. Михалков познакомил Коноваленко с министром геологии СССР Александром Сидоренко. Александр Васильевич предложил привезти работы в Москву — для выставки в Патриарших палатах Кремля. Были отпечатаны афиши, каталоги. Сидоренко рассказал о Коноваленко Алексею Николаевичу Косыгину. Было принято решение о создании школы камнерезного искусства в Москве. Сидоренко имел во всем этом "свой интерес": Александр Васильевич никак не мог смириться с тем, что полудрагоценные камни тоннами продавались за рубеж за копейки. Причем легально, а на родине не были востребованы. Министр Сидоренко был романтиком: он в ту пору мечтал о возрождении национального камнерезного искусства, традиций уральских мастеров. Тех, чьи произведения украшают малахитовые комнаты Эрмитажа, Русского музея, Исаакиевского собора... Хлопотами Сидоренко удалось заполучить решение Косыгина о том, что семья Коноваленко переводится на жительство в Москву. По тем временам такой чести удостаивались лишь избранные. Жизнь прекрасна?

ХУДОЖНИК И КГБ

Коноваленки собираются переезжать, открывать выставку в Московском Кремле. Пока же живут в московской гостинице "Украина", работы Василия перевезены из Русского музея в геологический музей на улице Народного Ополчения в столице. Анна и Василий бывают здесь довольно часто. В одно из таких посещений их вежливо просят подождать: должны приехать представители Моссовета. Приехали, дивятся работам мастера, нахваливают, задают извечный в подобных случаях вопрос: "Над чем сейчас работаете?" — "Над портретами лауреатов Нобелевской премии". — "Надеемся, не над портретом последнего лауреата?" (Имелся в виду Нобелевский лауреат Солженицын. — И.К.)
Вечером того же дня в номере Коноваленко раздался телефонный звонок: вежливо попросили подняться в другой номер (раньше — а может, и по сию пору? — в гостиницах были номера, принадлежащие КГБ. — И.К.). Василий поднялся. Вернулся через три часа. Оказывается, среди "представителей" Моссовета был сам руководитель КГБ, которому очень понравились работы мастера. Может, с его легкой руки кэгэбэшный собеседник Василия нахваливал художника, называл его уникальным, дал свой телефон — мало ли что в жизни бывает — и посоветовал скорее перебираться в Москву: тут ждет блестящее будущее.

ОСОБО ОПАСНЫЙ ПРЕСТУПНИК

На фоне такого благоденствия Коноваленки сперва даже не поверили, что знакомых и друзей их семьи и даже малознакомых вызывают в Большой дом на Литейном — в Управление внутренних дел Ленинграда. Василия и Анну туда пока не приглашают. Но они уже знают: каждому приглашенному говорят: "Вы вызваны по делу особо опасного государственного преступника Василия Коноваленко".
В чем преступление — неизвестно. Но каждого спрашивают: где Василий достает камни? Кто дает ему деньги на изготовление миниатюр? Не использует ли Василий наемную силу и т.д. и т.п. Следователей не интересует, что Василий прекрасно зарабатывал, так как был художником популярных театральных спектаклей на Украине, в Средней Азии, Молдавии...
Следствие по делу "особо опасного преступника Коноваленко" идет без Коноваленко. Он — главный художник Министерства геологии — постоянно в Москве. В Ленинград ездит Анна — там же трое детей. В один из таких приездов — звонок от следователя: "Срочно завтра к десяти часам в Большой дом". Анна летит туда как на крыльях — конец недоразумению: ведь в Москве все так хорошо! В Большом доме — большое ожидание в коридоре. А когда наконец пригласили в кабинет, то сразу же показали "Ордер на обыск в связи с предъявленным Коноваленко обвинением за занятие запрещенным кустарным промыслом". Одиннадцать человек с миноискателем, рентгеновской аппаратурой отправились на дачу в Солнечное. Обыск длился 12 часов — все перевернули, все побросали, ничего не обнаружили. Анну стали таскать на допросы: кто помогает, кто приходит в дом, кто смотрит Васины работы, продает он их или нет? Допросы продолжаются четыре месяца. По "делу Коноваленко" в Большом доме допрошено полторы тысячи человек. Сам Коноваленко в Москве, его на допросы не приглашают.
Анна вспомнила о данном Василию "на всякий случай" телефоне представителя КГБ. Позвонила: что делать?
— Не драматизируйте! Перебирайтесь в Москву. Василию не надо появляться в Ленинграде.
Вася не появлялся. В Москву приезжают три ленинградских следователя. Василия бесконечно долго допрашивали на Лубянке. Он делился с женой:
— Они ничего не знают о моем творчестве, не могут понять, в чем и за что меня обвиняют. Дали понять, что за моим "делом" стоит Романов. Мы расстались друзьями.
Позднее выяснилось еще кое-что. Оказывается, на выставке в Русском музее был сам Хаммер. Он жаждал купить все работы Коноваленко, предлагая по 150 тысяч долларов за каждую. Ему отказали. Тогда он попросил под залог в 500 тысяч долларов хотя бы три любые работы, чтобы провести их по Европе, Америке. Отказали. Тогда-то и появилось "дело" о "занятии запрещенным кустарным промыслом для дальнейшей продажи иностранцам". Длилось оно девять месяцев 1974 года. До тех пор, пока Васю не уговорили все работы подарить музею геологии. Выхода не было, Вася передал работы этому закрытому от людей музею даже без их оценки. Обвинительное заключение отправили в Комитет государственной безопасности. На нем появилась резолюция генерального прокурора СССР Руденко: "Закрыть дело за отсутствием состава преступления". А еще была неофициальная приписка: "Более карикатурного дела не припомню со времен сталинских чисток".
Закрытое дело не обошлось без последствий. Выставка в Патриарших палатах не состоялась. Министерство культуры России, ведомое Поповым, выдало заключение: "Идейное содержание работ художника Коноваленко искажает образ советского и русского человека, а потому не рекомендуется их рассмотрение в стране и за рубежом".
И хотя уже есть четырехкомнатная квартира на Большой Грузинской в Москве, хотя художник дважды награжден золотыми медалями ВДНХ, выставок нет, народ о работах своего гениального умельца не ведает. Васе предлагаются официальные заказы: создать барельефы Брежнева, Косыгина, подарки братским компартиям, нечто посвященное ленинским коммунистическим субботникам...
Жизнь научила быть дипломатом: Вася от этих заказов напрямую не отказывался, обещал подумать, непременно заняться ими в дальнейшем. Заказчики становились все настойчивее и... Наступил 1981 год: гордость России, ее, если угодно, национальное достояние — уникальный художник Василий Коноваленко вместе с семьей покинул родину. Америка встретила с распростертыми объятиями. За восемь американских лет Василий создал 37 работ. Русские мотивы в них оказались весьма привлекательными для американцев. Они готовы были платить за них любые тысячи долларов. То и дело проходили выставки, на которые трудно было попасть. Музей в Денвере, галереи американских коллекционеров украшают работы Коноваленко.

ПРОРОКОВ В ОТЕЧЕСТВЕ НЕТ?

На родине? На родине Коноваленко не известен. В 1985 году в Москве (на русском и английском языках) вышла толстая книга под редакцией академика В.И. Смирнова "Самоцветы СССР". Авторы Я. Самсонов и А. Туринге. Роскошное издание, роскошные цветные иллюстрации, в том числе и с работ Василия. Под ними подпись: "Изделия современных мастеров". Художника не только лишили родины, родина лишила даже имени.
В 1989 году уже после смерти мужа приехала в Москву его вдова. Пришла в геологический музей, чтобы взглянуть, в каком состоянии работы мужа. Не пустили. Помогло вмешательство коллег с телевидения...
Зачем обо всем этом так подробно пишу сегодня? Зачем несколько часов провела со вдовой художника, снимала копии со статей, обвинительного заключения, дарственной музею?.. Да потому, что все созданное Василием Коноваленко — не его частное дело, не частное дело его жены. Это достояние России, то, чем мы можем, должны гордиться. Вспомните, каким восторгом сопровождались выставки работ Фаберже. Созданное Коноваленко обречено на не меньший успех во славу России. Тогда, в семидесятых, не состоялась выставка в Патриарших палатах. Но сейчас-то времена иные! К тринадцати работам, которые в геологическом музее, можно присовокупить две, хранящиеся в Гохране, а еще 30 работ американского периода готова предоставить Анна.
...Патриаршие палаты, Музей изобразительных искусств, Третьяковка, Русский музей оспаривают право на организацию выставки Коноваленко. Сергей Владимирович Михалков и его сын Никита Сергеевич готовы перерезать ленточку в день открытия. "Российская газета" — информационный спонсор выставки... Неужели это все лишь пустые мечты? Не могу, не хочу в это поверить...

Коноваленко с женой
Ирина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Явление Василия

А теперь работы Коноваленко, созданные в СССР и в Америке
Воин
Явление Василия

Запорожец
Явление Василия

Око государево
Явление Василия

Земфира
Явление Василия

"Разлука, ты — разлука"
Явление Василия

Данилушка
Явление Василия

На рыбалке
Явление Василия

Добро пожаловать!
Явление Василия

Лиса и бобер
Явление Василия

Знойный полдень
Явление Василия

На мормышку
Явление Василия

Чаёвник
Явление Василия

Бобыли
Явление Василия

Дедушка, груздь!
Явление Василия

Бабочка
Явление Василия

Американские работы
Явление Василия

А теперь работы других российских мастеров
Арлекино
автор А.С. Клюев, 2001
Явление Василия

Кноторщик
автор И.В. Сергеев
Явление Василия

Никулин
авторы Д.В. Боровиков И.Д. Боровиков
Явление Василия

Подлиза Мурка
автор Г.И. Чернаков
Явление Василия

Помощник
автор А.С. Клюев 2001
Явление Василия

Солдат Чонкин
автор Д.В. Боровиков 2002
Явление Василия

Старатель
автор Д.Боровиков А.Олев 2001
Явление Василия

Фотограф
автор И.В Сергеев 2000
Явление Василия

Художник
автор Д.В. Боровиков 2004
Явление Василия

Хулиган
автор И.Д. Боровиков 2001
Явление Василия

Как обычно, повезло москвичам, все эти работы представлены в музее "Самоцветы" г. Москва ул. Народного ополчения д. 29/1
отсюда

Интересная статья? Поделись с друзьями:


| Суммарный рейтинг: 0

Другие новости по теме:

  • Василий Иванович и Петька
  • Шукшин Василий Макарович - "Они сражались за Родину"
  • Конная скульптура Сергея Бондаренко
  • скульптуры от Марка Сияна
  • Дела Амурские
  • Привет, дружище. Ты пришел как гость.
    Присоединяйся к нашей компании и используй свое имя для логина :)


    венгер


    Группа: Посетители
    Регистрация: 22.12.2010
    yes
    Цитировать    

    ace


    Группа: Скульпторы
    Регистрация: 8.11.2010
    С итересом почитал статью и посмотрел работы.Понравилось yes


    --------------------
    rock n roll over
    Цитировать    

    X-sil


    Группа: Посетители
    Регистрация: 13.08.2010
    Здорово, мне было интересно)


    --------------------
    Кто проворен и хитер, тот не пойман и не вор
    Цитировать    

    Klunter


    Группа: Посетители
    Регистрация: 30.10.2010
    Очень интересно!


    --------------------
    http://vkontakte.ru/unicum
    Цитировать    

    masterVlad


    Группа: Скульпторы
    Регистрация: 16.11.2009
    Никулин самый классный yes


    --------------------
      ▲
    ▲ ▲
    Цитировать    

    Корвин.Принц Амбера.


    Группа: Посетители
    Регистрация: 30.10.2010
    Вот ведь блин! В далёком советском детстве мне попалось какое-то издание с его работами- и я этого воина лепил!
    Цитировать    

    Кейн


    Группа: Посетители
    Регистрация: 26.11.2010
    DIESEL, отдельное спасибо за твои интереснейшие обзоры.


    --------------------
    Ver thik, her ek kom!
    Цитировать    

    ZALET


    Группа: Посетители
    Регистрация: 11.03.2010
    Так и не пойму, какие фигурки мне больше нравятся.. те, что блестят или те, что не блестят?.. request
    Цитировать    

    МАМА


    Группа: Посетители
    Регистрация: 27.10.2010
    ДИЗЕЛЬ!Спасибо !твои обзоры всегда дают возможность узнать что-то очень интересное.какой замечательный скульптор и какая судьба!!!!!спасибо!!! bis


    --------------------
    говорить не подумав -то же ,что и стрелять не прицелившись
    Цитировать    

    DIESEL


    Группа: Скульпторы
    Регистрация: 14.04.2010
    рад стараться bis wink


    --------------------
    Нашу веру не убить. Пили, пьём и будем пить !

    "Если человек тебе сделал ЗЛО—дай ему конфетку, он тебе ЗЛО—ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся "сахарный диабет"
    Цитировать    

    PlastGeekQ


    Группа: Посетители
    Регистрация: 8.02.2015
    Лиса и бобер wink nimagu appl
    Цитировать    

    Добавление комментария

    Ваше Имя:

    winkwinkedsmileambelay
    feelfellowlaughinglollove
    norecourserequestsadtongue
    wassatcryingwhatbullyangry
    bisnimagupivohbappl
    gottfpokbravoyes
    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите код: